Энциклопедия моды


Романский период

Романская средневековая мода представляет собой смесь античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», и вместе с тем - она нечто совершенно новое. Из античных времен, через Византию, романская мода взяла плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует выделение человека из внешней среды. Средневековый феодальный порядок принудил моду к тому, чтобы она позаимствовала у Византии систему классовых различий в одежде, которая проявилась в моде романского периода в виде каймы, вышивок, и даже материалов. Романская мода приняла также и некогда «варварские» штаны. Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами. Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, кроме того она была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями. Некоторые ученые считают, что этот излишек дорогих украшений является отголоском стремления к роскоши и великолепию после эпохи переселения народов. На этот счет есть и другие мнения. Многие авторы полагают, что эти два отдаленные друг от друга временные периода можно объединить, так как мода в то время изменялась крайне медленно.

115. Сумасбродные девушки. Фреска из костела в Педрете, 1-я половина XII века. Музей изобразительных искусств в Каталонии, Барселона.
115. Сумасбродные девушки. Фреска из костела в Педрете, 1-я половина XII века. Музей изобразительных искусств в Каталонии, Барселона.

«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий ... Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер... Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок», - говорит Якоб фон Фальке в 1875 г. Однако в наши дни образ женщины того времени нам представляется несколько иначе; если мы посмотрим на женскую фигуру с точки зрения её структуры, то увидим, что она представляет как бы блок, поверхность которого, вертикально и горизонтально, разделена отделочной каймой на самостоятельные части. Например, рукава отделены от платьев нашитой каймой, а лиф с юбкой зачастую разделяются ещё на две или четыре части. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. Её понимание соответствует романской архитектуре, которая также блочная; поверхность зданий аналогично членится зарубками, аркадами, арочными фризами. Подобно тому, как украшенная система плоскостей в архитектуре имеет тектонические черты, так и кайма в одежде выполняет подобные же функции. Таким образом, кайма в романской моде является не только украшением и знаком отличия, как это предписывала Византия. В романский период материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой. Все остальное остается по-старому. Как и в Византии, поверх верхней одежды надевается ещё и плащ, который становится универсальной одеждой всех классов. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается ещё верхний плащ. С подобной стилизацией мы встречались ещё у этрусков. В то время одежда делалась кустарным способом. Как выглядело кустарное производство в Чехии романского периода, до возникновения цехового производства, свидетельствуют некоторые исторические памятники. Предполагают, что в Праге и других местах были большие ремесленные мастерские, где женщины ткали, пряли и шили одежды. Такие мастерские назывались гинецеум (gynaecbum). Источники говорят о том, что в Пражском Граде было около 30 портних, при этом предполагается, что в мужских мастерских работали портные мужчины. Само собой разумеется, что все эти ремесленники были крепостные. Из других источников мы узнаем, что такие мастерские были при отдельных крепостях в разных жупах(Жупа - единица административного деления. (Прим, перевод.)) Чехии, и что готовая продукция отвозилась в Прагу. Согласно источникам XII века, на пражских рынках сшитой одеждой торговали оптом (пачки брюк содержали, например, и по 40 штук).

В романскую эпоху мужская одежда принципиально отличалась от женской. Нижняя и верхняя туника в мужской одежде уже ранее поднялись до колен и открыли штаны — неприлегающие штанины, которые заправлялись в высокие ботинки. Характер и украшения мужской одежды аналогичны женским. И мужчины носят плащи, остатки античной хламиды, скрепленные застежкой, по большей части на правом плече.

Обуви не хватает красочности и разнообразия фасонов — поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, собственно какие-то штиблеты без шнурков. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем средневековье.

Покрытия для головы также не отличаются изобретательностью и разнообразием, формы их не сложны. Носят полукруглые шапки либо нечто вроде фригийского колпака.

В прическах попрежнему господствует античная традиция, волосы коротко пострижены, большинство мужчин ходят без усов и бороды, их оставляют только высшие церковные и светские сановники. И у женщин прическа не отличается выразительными чертами — накидка, которой почти у всех прикрыта голова, не способствует созданию сложных причесок. Женские длинные волосы остаются незавитыми и только свободно расчесываются.

116. Христос с символами евангелистов. Иллюстрация из Ставелотской библии, 1097 г. Британский музей, Лондон. Длинная, собранная в складки туника украшена на груди широкой вышивкой. Поверх неё наброшен плащ.
116. Христос с символами евангелистов. Иллюстрация из Ставелотской библии, 1097 г. Британский музей, Лондон. Длинная, собранная в складки туника украшена на груди широкой вышивкой. Поверх неё наброшен плащ.

117. Евангелист Лука. Иллюстрация из Линдисфарнеского евангелия, около 71 0 г. Британский музей, Лондон. У ворота, на рукавах и по нижнему краю туники пришита декоративная тесьма. Наискось наброшен темный плащ, напоминающий римскую одежду.
117. Евангелист Лука. Иллюстрация из Линдисфарнеского евангелия, около 71 0 г. Британский музей, Лондон. У ворота, на рукавах и по нижнему краю туники пришита декоративная тесьма. Наискось наброшен темный плащ, напоминающий римскую одежду.

118. Рельеф с переплета Каролинского евангелия, IX век. Капитульная библиотека, Прага. На тунике декоративная кайма разных видов. Широкий плащ своими ассиметричными складками напоминает Римскую тогу.
118. Рельеф с переплета Каролинского евангелия, IX век. Капитульная библиотека, Прага. На тунике декоративная кайма разных видов. Широкий плащ своими ассиметричными складками напоминает Римскую тогу.

119. Св. Мартин делится плащом с нищим. Из алтаря в Монтгрони, 2-я половина XII века. Музей в Виши. Картина демонстрирует стилизацию и упрощение одежды: от богато задрапированной белой туники к тунике с длинными рукавами, тесно облегающей фигуру; причем пояс, с помощью которого в античной одежде образовывались многочисленные складки, здесь становится уже самоцелью.
119. Св. Мартин делится плащом с нищим. Из алтаря в Монтгрони, 2-я половина XII века. Музей в Виши. Картина демонстрирует стилизацию и упрощение одежды: от богато задрапированной белой туники к тунике с длинными рукавами, тесно облегающей фигуру; причем пояс, с помощью которого в античной одежде образовывались многочисленные складки, здесь становится уже самоцелью.

120. Вышеградский кодекс. Около 1085 г. Государственная библиотека, Прага. Ангел, Христос и святой одеты в современные для того времени одежды высших слоев общества —длинную верхнюю тунику с широкой богато орнаментированной декоративной отделкой.
120. Вышеградский кодекс. Около 1085 г. Государственная библиотека, Прага. Ангел, Христос и святой одеты в современные для того времени одежды высших слоев общества —длинную верхнюю тунику с широкой богато орнаментированной декоративной отделкой.

121. Въезд в Иерусалим. Иллюстрация из Перикопкниги Генриха II, 1007-1014 гг. Государственная библиотека, Мюнхен.
121. Въезд в Иерусалим. Иллюстрация из Перикопкниги Генриха II, 1007-1014 гг. Государственная библиотека, Мюнхен.

122. Св. Иосиф. Иллюстрация из евангелия, около 1085 г. Капитульная библиотека, Прага.
122. Св. Иосиф. Иллюстрация из евангелия, около 1085 г. Капитульная библиотека, Прага.

123. Чешский король. Иллюстрация из Вышеградского кодекса, около 1085 г. Государственная библиотека, Прага.
123. Чешский король. Иллюстрация из Вышеградского кодекса, около 1085 г. Государственная библиотека, Прага.

124. Идолопоклонничество. Иллюстрация из комментария Гаймона к Иезекиилю, начало XI века. Национальная библиотека, Париж. Короткая туника с длинными рукавами была тогда унитарной одеждой трудящегося люда.
124. Идолопоклонничество. Иллюстрация из комментария Гаймона к Иезекиилю, начало XI века. Национальная библиотека, Париж. Короткая туника с длинными рукавами была тогда унитарной одеждой трудящегося люда.

125. Музыкантша. Иллюстрация изТропэр де Сан-Мартиаль в Лиможе, XI век. Национальная библиотека, Париж. Длинная, узкая туника в нижней части расширяется; плащ наброшен на голову, образуя таким образом как бы капюшон.
125. Музыкантша. Иллюстрация изТропэр де Сан-Мартиаль в Лиможе, XI век. Национальная библиотека, Париж. Длинная, узкая туника в нижней части расширяется; плащ наброшен на голову, образуя таким образом как бы капюшон.

126. Похоронная процессия. Настенная живопись из надгробия Санчо Саиз де Карильо из Махамуда, конец XIII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. Типичная испанская одежда мужчин и женщин той эпохи отличается от тогдашней европейской моды своим особым узором; на туниках, вероятно, вытканные полосы; плащи одноцветные.
126. Похоронная процессия. Настенная живопись из надгробия Санчо Саиз де Карильо из Махамуда, конец XIII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. Типичная испанская одежда мужчин и женщин той эпохи отличается от тогдашней европейской моды своим особым узором; на туниках, вероятно, вытканные полосы; плащи одноцветные.

127. Похоронная процессия. Настенная живопись из надгробия Санчо Саиз де Карильо из Махамуда, конец XIII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. Типичная испанская одежда мужчин и женщин той эпохи отличается от тогдашней европейской моды своим особым узором; на туниках, вероятно, вытканные полосы; плащи одноцветные.
127. Похоронная процессия. Настенная живопись из надгробия Санчо Саиз де Карильо из Махамуда, конец XIII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. Типичная испанская одежда мужчин и женщин той эпохи отличается от тогдашней европейской моды своим особым узором; на туниках, вероятно, вытканные полосы; плащи одноцветные.

128. Св. Мартин и нищий. Настенная живопись из Хикса, половина XII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. В средневековой рукописной книге XII века реалистически изображена разница в одежде богатого и бедного. На св. Мартине надета длинная туника с декоративными полосами, плащ и кожаные ботинки, на босом нищем — короткая туника и короткий плащ.
128. Св. Мартин и нищий. Настенная живопись из Хикса, половина XII века. Музей изобразительного искусства в Каталонии, Барселона. В средневековой рукописной книге XII века реалистически изображена разница в одежде богатого и бедного. На св. Мартине надета длинная туника с декоративными полосами, плащ и кожаные ботинки, на босом нищем — короткая туника и короткий плащ.

129. Медальон с романских дверей. Около 1200 г. Льеж.(Первоначальная постройка неизвестна, сейчас эти двери «утоплены» в современной стене.) На мужчине туника и типичный романский полукруглый плащ, скрепленный на плече фибулой.
129. Медальон с романских дверей. Около 1200 г. Льеж.(Первоначальная постройка неизвестна, сейчас эти двери «утоплены» в современной стене.) На мужчине туника и типичный романский полукруглый плащ, скрепленный на плече фибулой.

130. Карл Великий. Бронзовая статуя, IX век. Лувр, Париж. Костюм для верховой езды императора состоит из короткой туники, скрепленного на плече плаща и шнурованных ботинок.
130. Карл Великий. Бронзовая статуя, IX век. Лувр, Париж. Костюм для верховой езды императора состоит из короткой туники, скрепленного на плече плаща и шнурованных ботинок.

131. Св. Петр. Фигура из западного портала монастырского костела св. Мария в Риполли, 2-я четверть XII века.
131. Св. Петр.Фигура из западного портала монастырского костела св. Мария в Риполли, 2-я четверть XII века.

132. фрагмент с надгробия аббата Ода. Середина XII века. Кафедральный музей, Реймс.
132. фрагмент с надгробия аббата Ода. Середина XII века. Кафедральный музей, Реймс.

133. Христос на троне. Из тимпана костела в Церво, 2-я четверть XII века.
133. Христос на троне. Из тимпана костела в Церво, 2-я четверть XII века.



Похожие записи

Оставить комментарий