Энциклопедия моды


Юбки

Первоначально в средние века юбка означала присборенное у горла одеяние длиной до колен, обычно подпоясанное. Носили его как мужчины, так и женщины. Женская готическая «юбка» в XV веке разделилась на лиф и собственно юбку - это и положило начало юбке в современном понимании. Изменение длины, ширины и формы юбки оказывает существенное влияние на формирование модной линии.

Басквине (basquine, vasquine) - испанская клешевая юбка на каркасе из обручей, спереди распахнутая Вокаснице (sore — чеш.} — юбка простых женщин в XIV веке, также часть национального костюма.

Кринолин (из франц. crinoline) - первоначально жесткая материя из волоса. Сначала из нее делали солдатские воротники, только позднее стали делать юбки. Широкая отстающая женская юбка из жесткой материи или поддерживаемая другой жесткой юбкой, подушкой, деревянной или проволочной конструкцией, китовым усом, бамбуковыми кольцами, резиновыми шлангами, наполненными воздухом, или нижней юбкой из накрахмаленного полотна. В истории моды такая юбка появляется несколько раз. Особенно модной была в 1850—1870 гг.

Вертугаде — испанское название кринолина. Vertu-gado - каркас, который находится внутри. Во Франции возникло понятие vertugadin, которое, собственно говоря, означает «страж целомудрия», в Германии используется термин Reifrock.

Куль де Пари (cul de Paris) — расширенная юбка, отстающая сзади от боков, поддерживаемая металлическими обручами, костями и другими средствами, сверху украшенная воланами и лентами. Была в моде в XVIII веке и около 1880 года. Отаглице (чеш.) — длинная юбка с шлейфом XV века.

Передник - самая древняя и в принципе неменяющаяся часть одежды с времен древнего Египта по наши дни. На протяжении последних пяти столетий, однако, он неоднократно становился модным элементом. В XIV веке два передника составляли юбку, называемую kasanice{чеш.)

892. Придворная дама королевы, по Ж. Моро Младшему. Около 1777 года. Объемный кринолин эпохи Марии Антуанетты украшают воланы с цветочными гирляндами.
892. Придворная дама королевы, по Ж. Моро Младшему. Около 1777 года. Объемный кринолин эпохи Марии Антуанетты украшают воланы с цветочными гирляндами.

Плиссированная юбка (из фран. plisse) - юбка в мелкую незастроченную складку. В начале складки делались вручную, затем с помощью машины.

«Хромая юбка» (Humpelrock) — длинная дамская юбка, так сильно зауженная в щиколотке, что женщины во время ходьбы прихрамывали. Была модна в 1910-1914 годах и является интересным примером того, как мода иногда отбрасывает все разумные доводы. Приведем цитату из источника того времени: «В ней (этой юбке) скрыта возможность скромно выделиться, в ней содержится даже некоторый намек на гротеск, этот туалет является искажением традиции. Сама история его возникновения выглядит довольно странной. Сначала ни одна из театральных знаменитостей не хотела принять эту сенсационную модель дома Пакен. Даже актриса Сара Бернар (1844—1923 гг.), которая уже ввела в моду много смелых новинок, отвергала ее, сознавая свой преклонный возраст. Однако, в это время, актрисе Цецилии Сорель, которая до сих пор славилась очень тонким вкусом в выборе одежды, понадобился особый костюм для особой роли. По роли она должна была простоять длительное время, опершись о колонну, а затем самым элегантным образом отделить от нее свою фигуру, что могло быть достигнуто только объединением всех важных линий и плоскостей туалета в единое орнаментальное, органически связанное целое, не противоречащее контуру женской фигуры. «Хромая юбка», казалось, выполняла эти требования, тем более что она не выглядела при этом карикатурно, как при хождении. К несчастью, полусвет нашел в этой новинке то, в чем нуждался. А поскольку уже длительное время он был в определенном смысле посредником моды для остального общества, и другие круги приняли это негармоничное, возмутительное швейное изделие. Так одежда, сковывавшая движения, рассчитанная на скульптурную позу, стала одеждой для выхода, балов, и нелепость победила без усилий, без боя, собственно говоря, против воли».

Шлейф - удлиненный конец одеяния, волочащийся сзади по земле. Намеренно увеличивает и удлиняет фигуру, делая ее более импозантной и возвышенной. Поэтому он всегда в первую очередь предназначался для придворных кругов. Шлейф иногда прикреплялся к плечам как самостоятельная часть одежды, как это можно видеть на средневековой миниатюре XII века (так наз. Schwanzlein). В ту эпоху одежду со шлейфом носили и мужчины, которая называлась Houppellande.

Самый большой шлейф, как известно, был на коро национном туалете русской царицы Екатерины; его длина была 70 м и ширина 7 м. Несли шлейф 50 пажей. После 1500 года шлейф надолго исчезает из дневной одежды, оставаясь принадлежностью исключительно парадной одежды. К одежде в стиле барокко он не годился, и поэтому он снова входит в моду только, когда начинают носить завышенные сзади юбки (bouffantes около 1680 года, cul de Paris во второй половине XVIII столетия и турнюр столетием позднее).

Юбка-брюки —спортивная дамская юбка, появилась около 1830 года. Брючный покрой виден только при ходьбе под глубокими складками.

Юбка в складку - на этой юбке делаются складки и заглаживаются. Покрой и ширина складок меняется в соответствии с модой. В мужской моде она появилась в эпоху Ренессанса.

Юбка на бретелях — девичья или дамская юбка, предназначенная, прежде всего, для спортивных целей и популярная в детской моде.

Юбка с турнюром - сзади от пояса отстающая юбка, снизу посаженная на каркас из проволочных обручей, китового уса и др. Сверху пышно декорированная воланами или лентами. Мода около 1880 г.

893. Из модного журнала. Кринолин с кружевами и меховыми бейками. Лиф прилегающий, талия туго затянута. Высокая прическа украшена перьями и лентами.
893. Из модного журнала. Кринолин с кружевами и меховыми бейками. Лиф прилегающий, талия туго затянута. Высокая прическа украшена перьями и лентами.

 894. «Гэллери ов Фэшн» (Gallery of Fashion), 1796 г. Юбки на каркасе остаются модными в придворных туалетах и в то время, когда в повседневной одежде они уже не носятся. Согласно английской моде, кринолин украшен цветочными гирляндами и лентами с бахромой. Туалет дополняет тюрбан со страусовыми перьями.
894. «Гэллери ов Фэшн» (Gallery of Fashion), 1796 г. Юбки на каркасе остаются модными в придворных туалетах и в то время, когда в повседневной одежде они уже не носятся. Согласно английской моде, кринолин украшен цветочными гирляндами и лентами с бахромой. Туалет дополняет тюрбан со страусовыми перьями.

895. Сатира на юбки bouffante. Гравюра на меди, около 1785 года. Карикатура высмеивает юбки на каркасах и корсет.
895. Сатира на юбки bouffante. Гравюра на меди, около 1785 года. Карикатура высмеивает юбки на каркасах и корсет.

896. «Альгемайне Моденцайтунг» (Allgemeine Modenzeitung), 1836 г. В сороковые годы XIX столетия кринолин хотя и становится уже, чем в эпоху рококо, но его основная линия остается той же самой. Место высокого парика заняла шляпка в виде чепца.
896. «Альгемайне Моденцайтунг» (Allgemeine Modenzeitung), 1836 г. В сороковые годы XIX столетия кринолин хотя и становится уже, чем в эпоху рококо, но его основная линия остается той же самой. Место высокого парика заняла шляпка в виде чепца.

897. «Ди Винер Элеганте» (Die Wiener Elegante), 1843 и 1845 гг. Эскизы костюмов: наглядно изображены фасоны различных лифов и юбок, комбинации материалов и способы их решений. Юбка и лиф часто украшались тесьмой различных видов.
897. «Ди Винер Элеганте» (Die Wiener Elegante), 1843 и 1845 гг. Эскизы костюмов: наглядно изображены фасоны различных лифов и юбок, комбинации материалов и способы их решений. Юбка и лиф часто украшались тесьмой различных видов.

898. «Ди Винер Элеганте» (Die Wiener Elegante), 1843 и 1845 гг. Эскизы костюмов: наглядно изображены фасоны различных лифов и юбок, комбинации материалов и способы их решений. Юбка и лиф часто украшались тесьмой различных видов.
898. «Ди Винер Элеганте» (Die Wiener Elegante), 1843 и 1845 гг. Эскизы костюмов: наглядно изображены фасоны различных лифов и юбок, комбинации материалов и способы их решений. Юбка и лиф часто украшались тесьмой различных видов.

899. «Пти Курье де Дам» (Petit Courrier des Dames), 1864 г. Кринолины шестидесятых годов все еще украшаются материалами различной комбинации и воланами. В качестве дополнения носится шаль или мантилья с чепцом.
899. «Пти Курье де Дам» (Petit Courrier des Dames), 1864 г. Кринолины шестидесятых годов все еще украшаются материалами различной комбинации и воланами. В качестве дополнения носится шаль ил и мантилья с чепцом.

900. «Альгемейне Моденцайтунг». Туалет для прогулок также состоит из кринолина, небольшого чепца и солнечного зонтика.
900. «Альгемейне Моденцайтунг». Туалет для прогулок также состоит из кринолина, небольшого чепца и солнечного зонтика.

901. «Ле Шаривари» (Le Charivari), 1865 г. «Мы проводим остаток лета здесь в деревне и живем под кринолином!»
901. «Ле Шаривари» (Le Charivari), 1865 г. «Мы проводим остаток лета здесь в деревне и живем под кринолином!»

902. Из модного журнала. Кринолин уступает место клешевой юбке, которая не расширяет бока и имеет более естественную линию.
902. Из модного журнала. Кринолин уступает место клешевой юбке, которая не расширяет бока и имеет более естественную линию.

903. Из модного журнала, 1860 г. Принадлежностью вечернего туалета шестидесятых годов является кринолин  с множеством воланов, лент и тесьмы. Особое внимание модельеры снова уделяют рукавам.
903. Из модного журнала, 1860 г. Принадлежностью вечернего туалета шестидесятых годов является кринолин с множеством воланов, лент и тесьмы. Особое внимание модельеры снова уделяют рукавам.

904. «Вог» (Vogue), 1924-1925гг. Модель Жана Пату. Плиссированная юбка тридцатых годов сидит свободно и естественно. Длина ее доходит до половины икры.
904. «Вог» (Vogue), 1924-1925гг. Модель Жана Пату. Плиссированная юбка тридцатых годов сидит свободно и естественно. Длина ее доходит до половины икры.

905. Из английского модного журнала, 1898 г. Туалеты для прогулок на рубеже XIX столетия состоят из клешевой юбки до пола и аксессуаров: шляпы с вуалью и перьями и трости.
905. Из английского модного журнала, 1898 г. Туалеты для прогулок на рубеже XIX столетия состоят из клешевой юбки до пола и аксессуаров: шляпы с вуалью и перьями и трости.

906. «Ле Шаривари», 1885. Карикатура на даму с турнюром: «Если бы эти корзинки могли быть использованы хотя бы для покупок!»
906. «Ле Шаривари», 1885. Карикатура на даму с турнюром: «Если бы эти корзинки могли быть использованы хотя бы для покупок!»

907. Из модных журналов 1875 и 1884 гг. В последней трети XIX века место кринолина занимает турнюр, который вместе с туго затянутым корсетом создает «S»—образный силуэт. Турнюр украшается воланами, кружевом и лентами.
907. Из модных журналов 1875 и 1884 гг. В последней трети XIX века место кринолина занимает турнюр, который вместе с туго затянутым корсетом создает «S»—образный силуэт. Турнюр украшается воланами, кружевом и лентами.

908. Из модных журналов 1875 и 1884 гг. В последней трети XIX века место кринолина занимает турнюр, который вместе с туго затянутым корсетом создает «S»-образный силуэт. Турнюр украшается воланами, кружевом и лентами.
908. Из модных журналов 1875 и 1884 гг. В последней трети XIX века место кринолина занимает турнюр, который вместе с туго затянутым корсетом создает «S»-образный силуэт. Турнюр украшается воланами, кружевом и лентами.

909. «Флиген де Блеттер» (Fliegen de Blatter). Здесь с помощью изображенных силуэтов дается карикатура на модную линию турнюров (cul-de-Paris).
909. «Флиген де Блеттер» (Fliegen de Blatter). Здесь с помощью изображенных силуэтов дается карикатура на модную линию турнюров (cul-de-Paris).

910. Карикатура Генриха Лоссова: Немецкий канкан.
910. Карикатура Генриха Лоссова: Немецкий канкан.

911. Ганс Гольбейн Младший, Базельская горожанка. Кабинет гравюр на меди, Базель. Под пышно присборенным верхним одеянием, заканчивающимся шлейфом, виднеется нижнее платье.
911. Ганс Гольбейн Младший, Базельская горожанка. Кабинет гравюр на меди, Базель. Под пышно присборенным верхним одеянием, заканчивающимся шлейфом, виднеется нижнее платье.

912. Ганс Гольбейн Младший, Базельская женщина, этюд. Кабинет гравюр по меди, Базель. Платье в стиле Ренессанс на горожанке имеет четырехугольное декольте, воротник стойкой и длинные рукава с прорезями.
912. Ганс Гольбейн Младший, Базельская женщина, этюд. Кабинет гравюр по меди, Базель. Платье в стиле Ренессанс на горожанке имеет четырехугольное декольте, воротник стойкой и длинные рукава с прорезями.

913. Маттеус Цазингер, Бал при мюнхенском дворе в 1500 году. Гравюра на меди.
913. Маттеус Цазингер, Бал при мюнхенском дворе в 1500 году. Гравюра на меди.

914. Египетский рельеф из гробницы в Бенихасану. Среднее царство. Передник был в Египте основной частью одежды.
914. Египетский рельеф из гробницы в Бенихасану. Среднее царство. Передник был в Египте основной частью одежды.

915. Вацлав Голлар, Цюрихская женщина по дороге в город. Гравюра на меди. Передник женщины окаймлен кружевом и доходит до места подшивки на юбке.
915. Вацлав Голлар, Цюрихская женщина по дороге в город. Гравюра на меди. Передник женщины окаймлен кружевом и доходит до места подшивки на юбке.

916. «Мод де фем» (Modes de femmes), 1827 г. Передник французской дамы с вышитой каймой дополняет туалет для выхода.
916. «Мод де фем» (Modes de femmes), 1827 г. Передник французской дамы с вышитой каймой дополняет туалет для выхода.

917. Эдгар Дега, Семья Баллелли (фрагмент). Лувр, Париж. Передник закрывает всю переднюю часть платья.
917. Эдгар Дега, Семья Баллелли (фрагмент). Лувр, Париж. Передник закрывает всю переднюю часть платья.



Похожие записи

Оставить комментарий