Энциклопедия моды


Детская одежда.

974. Огюст Ренуар, Дочери Катулла Мендеса. Частное собрание, Париж.
974. Огюст Ренуар, Дочери Катулла Мендеса. Частное собрание, Париж.

Понятие детской одежды как самостоятельного направления моды возникло только во второй половине XVIII века в Англии, повидимому под влиянием воспитательных взглядов Руссо. До этого времени детская одежда была только уменьшенной копией одежды взрослых. Пока одежда была естественно удобной, т. е. от античной эпохи по средневековье, не было необходимости придумывать особую одежду для детей. Только когда мода становится сложнее, в особенности в эпохи бургундскую, испанскую или рококо, это раболепное копирование детской одежды становится все более неудобным для ребенка. Процесс отхода от этой традиции начинается только в XVIII веке, продолжается в XIX и действительно заканчивается в XX веке. Одна из великосветских дам пишет об этом в своих детских воспоминаниях: «Огромная башня из волос на проволочном или волосяном каркасе, с большим количеством перьев, цветов и лент делала меня выше по крайней мере на локоть. Подошвы высотой в дюйм под моими бальными туфлями с вышитыми золотом лентами должны были сгладить диспропорцию моей маленькой фигуры; несмотря на то, что они не могли уравновесить высоту моей прически, они были достаточно высоки для того, чтобы я могла касаться земли только носками ног. Панцирь из плотной сетки из китового уса, достаточно твердый и жесткий, чтобы противостоять пули из ружья, давил на руки и плечи, оттягивая их назад, зашнуровывал тело до бедер в виде жилета. И еще кринолин!...»

Так, по описанию, одевали детей из богатых семей в последней трети XVIII столетия. Однако, в конце XIX века мы уже можем прочитать о том, что если одежда маленьких детей и подростков похожа по фасону и украшениям на одежду взрослых, то она считается бесвкусной и неэлегантной. Читательница из городских кругов обращает внимание на то, что в семьях высшего сословия детский тип одежды подчеркивается даже сверх меры. Автор удивлена тем, что «видела девятилетнюю дочь графини Ф., которая дома ходила только в большом переднике, украшенном широким кружевом, и в таком виде была приведена своей воспитательницей на четверть часа даже в салон».

С другой стороны, из строк этой книги, которая называется «Элегантная домашняя хозяйка», нетрудно понять, что еще не наступило время для подходящей детской одежды. Однако, правильные выводы уже были сделаны о том, что для детской одежды, особенно для маленьких детей, не годится бархат, атлас и башмаки на высоком каблуке, но далее в книге говорится, что типично для XIX века: «Я должна упомянуть только об одном предмете роскоши, который придает большую элегантность самым маленьким, делая ваше нежное розовое создание, дорогая читательница, похожим на принцессу: это обильное применение кружев, которые нашиваются на столь же эффектный кашемир цвета сливок. Нежный, прекрасный цвет кожи детского личика ничем так не подчеркивается, как тонким обрамлением из кружев; в воздушном платье из кружев, которое, вероятно, выглядит слишком претенциозным, что, однако, уравновешивается простым фасоном, ваше любимое дитя кажется ангелочком, не так ли? Не испортите только этот верх элегантности популярным розовым, голубым или даже ярко красным поясом в виде широкой ленты, опоясывающей мягко пухленькое тельце ребенка». (Эти ленты были как раз очень модны в детской одежде того времени.)

XX век, который не напрасно называют веком ребенка, наконец решил проблему легкой, гигиеничной, практичной детской одежды. Во всем мире везде сейчас есть специальные магазины «детские миры», однако, нельзя утверждать, что сейчас в детской одежде нет ничего общего с повседневной одеждой взрослых.

975. Диего Веласкес, Инфант Дон Карлос. Музей Прздо, Мадрид. Детская одежда во все исторические эпохи была чаще всего точной копией одежды взрослых.
975. Диего Веласкес, Инфант Дон Карлос. Музей Прздо, Мадрид. Детская одежда во все исторические эпохи была чаще всего точной копией одежды взрослых.

976. Герард Терборх, Портрет Елены фон дер Шеке. Государственный музей, Амстердам.
976. Герард Терборх, Портрет Елены фон дер Шеке. Государственный музей, Амстердам.

977. Жан Батист Симеон Шарден, Девочка с ракеткой. Частное собрание, Париж. Девочка одета в спортивный костюм: чепчик и декольтированное платье с передником.
977. Жан Батист Симеон Шарден, Девочка с ракеткой. Частное собрание, Париж. Девочка одета в спортивный костюм: чепчик и декольтированное платье с передником.

978. «Костюм паризьен» (Costumes parisiens), 1808 г. Под влиянием Французской революции и новых педагогических идей детская одежда начинает становиться более свободной.
978. «Костюм паризьен» (Costumes parisiens), 1808 г. Под влиянием Французской революции и новых педагогических идей детская одежда начинает становиться более свободной.

979. Камиль Коро, Портрет Луизы Роберты. Лувр, Париж. На девочке чепец и платье в стиле «принцесс».
979. Камиль Коро, Портрет Луизы Роберты. Лувр, Париж. На девочке чепец и платье в стиле «принцесс».

980. «Г.Бушманнс нойе Фрауэнтрахт» (Н. Buschmanns neue Frauentracht). Девушки носят широкие платья до колен с короткими рукавами; голова, однако, увенчена неизбежной большой шляпой с лентами.
980. «Г.Бушманнс нойе Фрауэнтрахт» (Н. Buschmanns neue Frauentracht). Девушки носят широкие платья до колен с короткими рукавами; голова, однако, увенчена неизбежной большой шляпой с лентами.



Похожие записи

Оставить комментарий