Энциклопедия моды
Церковное облачение.
835. Рельеф с орантой. V век. Египетский музей, Каир.
Литургическая одежда возникла из основных исторических типов одежды и подверглась только незначительным изменениям, которые практически завершились в IX столетии в Риме. В соответствии с изменениями церковного года и для различных литургических служб устанавливается определенный цвет облачения: белый, красный, зеленый, фиолетовый и черный.
Альба — льняное одеяние до щиколоток с узкими рукавами, подхваченное на боках поясом- цингулумом. Его носят представители высшего духовенства во время месс и других литургических служб.
Альмуциум — капюшон, или куколь, подбитый мехом, с широким воротником, закрывающим грудь. Носили его в основном каноники, но он стал и светской одеждой.
Воротничок - белый, тугой, закрывающий шею, который носили представители духовенства, если у них не было собственного ритуального облачения.
Гумерал, амикт - четырехугольный полотняный платок, на двух углах которого имеются шнурки. Считается первым литургическим покрывалом, которое надевалось под альбу.
Далматика — верхняя литургическая риза дьякона римского ритуала, если он помогает священнику во время особой мессы, по случаю праздников и благословений. Она всегда того же цвета, что и риза священника. Происходит от светской одежды, которая первоначально носилась в Далмации (отсюда и название), и во II веке была заимствована римлянами, которые носили ее поверх туники.
Епитрахиль - длинная узкая полоска материи в цвете литургии дня, которую носил священник на шее. Епитрахиль по форме, цвету, материалу и декору похожа на манипул, только в два раза длиннее.
Комже — белая верхняя рубашка священников, густо присборенная у четырехугольного выреза, украшенная по кайме кружевом.
Манипул — часть литургического одеяния, которая передается протодьякону при посвящении в сан. Его носит священник во время мессы на левой руке. Это короткая лента цвета ризы, в которой служится месса. Начало берет от так наз. платка для пота, который носили в руке высокопоставленные люди в Древнем Риме. Поэтому первоначально он считался привилегией высшего римского духовенства.
Мантелета - фиолетовая, спускающаяся до колен накидка епископов, высших прелатов, иногда и каноников, которая надевается поверх рохеты.
Митра - литургический головной убор лапы, кардиналов и епископов. Митра делается жесткой, наверху она заканчивается конусообразно, сзади с нее свисают на плечи две ленты. Делается из шелка, часто пышно декорируется вышивкой, а также жемчугом и золотом.
Паллиум — округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски делаются из белой шерсти, имеют ширину приблизительно 5 см и украшены четырьмя черными крестами. Паллиум носит папа при особых литургических службах, а также некоторые епископы и архиепископы, которые их могут использовать только во время архиерейской литургии.
Перчатки — вместе с митрой и скипетром символ епископского сана. Архиерейские перчатки, сделанные из шелка или полотна, имеют на тыльной стороне округлую пластинку из золота, серебра или эмали, на которой изображен Христос с крестом и овечкой или Христос благославляющий. Перчатки украшаются иногда вышивкой, иногда жемчугом и драгоценными камнями.
Пилеолус — круглая шапочка, которую носит папа (белого цвета), кардинал (красного цвета), епископ {фиолетового цвета) и аббаты (черного цвета). Поскольку в определнных частях мессы ее не полагается иметь на голове, ее также называют Soli Deo {только Богу).
Плувиал — пышно вышитое украшение на спине, которое напоминает бывший капюшон. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую носили с IX века представители господствующих классов и монахи во время крестного хода или в хоре. Теперь это широкая, длинная до пят накидка в цвете литургии дня.
Рационале — архиерейское украшение для плеч, пандан к архиепископскому паллиуму. В новое время используется уже редко. В средние века было обычной частью облачения епископа. Надевается поверх ризы, но, однако, не является эмблемой сана, а только украшением.
Риза - облачение в цвете литургии дня, которое надевает священник во время мессы поверх альбы. Произошла из светской верхней одежды, которую носили древние греки и римляне и которая первоначально была клешевая, широкая, с вырезом для головы (до сих пор преимущественно в восточном ритуале). В латинском ритуале вырез становится все больше, делая предплечья более свободными, и так возникает риза готической формы, которая была еще довольно широкой, с многочисленными складками, плавно спускающаяся с плеча на предплечье. Риза в стиле барокко — гладкая, без складок и довольно короткая.
Саккос - архиерейское верхнее облачение греческого ритуала, похожее на римскую далматику. Сулерпелице — белая льняная или хлопчатобумажная риза духовенства, имеющая широкие, длинные рукава, спускающиеся до колен. Надевается при определенных литургических службах. У епископов и других прелатов подобным одеянием является рохета, которая отличается от суперпелице только узкими рукавами.
Сутана (klerika) - одеяние духовных лиц, длинное до щиколоток, спереди застегивающееся на пуговицы. В отличие от рясы она в верхней части корпуса плотно прилегает к телу. Часто подхвачивается поясом - цингулумом. У рядового духовенства имеет черный цвет, у епископов - фиолетовый, у кардиналов — красный, и только папа носит сутану белого цвета. В некоторых областях подобное одеяние имеет длину только до колен и называется сутанелла. Ряса похожа на сутану, но в верхней части не прилегает плотно, а делается свободной, с воротником — стойкой. Носили ее также судьи и члены академий.
Тиара - тройная корона, которую носит папа во время нелитургических торжественных случаев. В настоящее время эта корона состоит из трех рядов В XII веке она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII веке при папе Бонифации VIII, а третий — в начале XIV столетия.
Туницелла - литургическое верхнее облачение протодьякона, соответствующее далматике - верхнему одеянию дьякона.
Цингулум - шнурок, которым подпоясывается альба. Широкая перевязь с лентой или шнурком, свисающим сбоку, является элементом одежды духовенства и членов ордена.
Шапочка - литургический головной убор, в настоящее время круглый, с четырехугольным жестким донышком, на котором расположены три или четыре закругленных выступа. Шапочка кардинала - красная, у остального духовенства черного цвета. Этот головной убор носили также доктора как символ своего сословия.
836. Орант с рельефа в Миребоском костеле Музей де Пуатье. Риза в плечах широкая и книзу сужается в виде треугольника, украшена полосками с рисунком.
837. Греческие и латинскиесвященники. Мозаика, после 1148 г. Кафедральный собор в Цефалу. Священники в ризах с паллиумом, которое надевалось поверх туники.
838. Вышитая риза. Аббатство Сан Антонио, Ведесета. Риза с пластически вышитым крестом и фигурным орнаментом.
839. Вышитая риза. Кафедральный собор, Упсала Стокгольмская работа XV века. Пышно декорированная риза в стиле поздней готики; орнамент в виде звезд, внутри которых изображена сцены из жизни Девы Марии, окружает центральный мотив - Мадонну с младенцем.
840. Альбрехт Дюрер, Взывание к святой Троице (фрагмент). Справа - епископ в парчевом плувиале и митре с лентами. Слева — монашеская ряса, в центре - кардинал в клобуке.
841. Франсиско де Зурбаран, Видение апостола Петра. Национальный музей Прадо, Мадрид. Св. Петр-в белом, присборенном плувиале с тонзурой.
XXXII. Яспер де Крайер, Четыре святых (фрагмент). Национальная галерея, Прага.
XXXIII. Риза в стиле барокко из бржевновского монастыря в Праге.
XXXIV. Неизвестный мастер. Граф Шёнборн. Государственный замок Козел (Чехословакия).
XXXV. Неизвестный мастер, Ян Казимир Польский из рода Васов. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).
XXXVI. Йодокус Вербек, Норберт Леопольд, граф Либенштейн Коловратский. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).
XXXVII. Вацлав Брожик, Молодая девушка. Национальная галерея, Прага.
XXXVIII. Лудек Марольд. Дама в снегу. Национальная галерея, Прага.
XXXIX. Огюст Ренуар. Портрет актрисы Ж. Самари. Эрмитаж, Ленинград.
XL. Неизвестный мастер, Цецилия Рената, дочь императора Фердинанда II. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).
XLI. Неизвестный мастер. Сабина Виктория Коловратская, урожденная графиня Волькенштейн. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).
842. Ян вам Эйк, Внутренняя створка гентского алтаря, Собор Св. Бавона, Гент. На поющих ангелах парчовые плувиалы, скрепленные металлическими пряжками и пышно украшенные вышивкой.
843. Далматика. Базилика Гандино. Далматика в готическом стиле из бархатной дамасской ткани с типичным мотивом граната и продольной вышивкой с изображением фигур.
844. Далматика. Из храмовой сокровищницы кафедрального собора Св. Петра. Музей и галерея Понтифичи, Ватикан. Пышно вышитая далматика с изображением Христа на престоле среди ангелов святых и крестов в кружочках.
845. Саккос патриарха Никона. Кремлевский музей, Москва. Парчовый саккос с фигурным орнаментом. Рукава и оплечье саккоса вышиты жемчугом и украшены металлическими пластинками.
846. Мазолино, Св. Иоанн Креститель и св. Иероним. Часть алтарной росписи. Национальная галерея, Лондон. На Иерониме - шляпа и накидка, называемая «каппа магна», на Иоанне Крестителе - короткая накидка без всяких украшений.
847. Пезеллино, Св. Зенон и св. Иероним (фрагмент). Национальная галерея, Лондон. Фигура с епископской митрой, украшенной драгоценными камнями, облачена в плувиал из одноцветной темной материи с золотой каймой. На груди одеяние скреплено пряжкой.
848. Хауме Феррер II, фрагмент алтаря св. Григория. Середина XV века. Каталонский музей изобразительного искусства, Барселона.